Приемная +7 (4112) 42-20-83
Личный кабинет Вступить в СРО
Меню сайта
Ф.И.О.*
Имя организации*
Номер телефона*
e-mail *
Тема
Сообщение
Перечень необходимых документов

* - обязательные поля

Выступление с трибуны Государственной Думы РФ Тумусова Ф.С. о проблемах строительного комплекса Якутии

12 Март, 2019

Уважаемый Вячеслав Викторович!

Уважаемые Депутаты Государственной Думы!

 

Падение объемов жилищного строительства в стране идет третий год подряд. В прошлом году они упали на 5%. А за январь месяц этого года зафиксировано падение уже на 17%.

Полагаю, что на положение строительной отрасли страны влияет и общий экономический кризис. Но анализ показывает, что есть вопросы которые и мы с вами должны решить, как законодатели.

«Не каждому дано так щедро жить

Друзьям на память города дарить…»

Есть такая очень популярная песня. И она о строителях. И я тоже горжусь тем, что первостроителем последного города Советского Союза -города Нерюнгри.

Дай бог, чтобы национальные проекты, реализация которых началась, превратили страну в большую строительную площадку.

Но сегодня я о проблемах. О проблемах строителей на северных территориях, на Дальнем Востоке. Без нашего с вами законодательного решения проблем строительной отрасли никакого развития в принципе быть не может.

Сразу хочу заметить, наше российское законодательство в области капитального строительства унифицировано и не учитывает особенностей организации строительства в районах Крайнего Севера.

Главными особенностями строительного процесса на северах являются сезонность производства строительно-монтажных работ из-за климатических особенностей, логистические сложности связанные с огромными расстояниями и отсутствием круглогодичных дорог.

Так, более 85% территории Республики Саха (Якутия) имеет только сезонную наземную транспортную доступность. На северные районы республики по автозимникам завозится более 80% грузов, в том числе строительных.

Если скажем, в Момском районе республики надо построить школу, то за год до начала реального строительства надо перебазировать туда строительную технику, которое может интенсивно эксплуатироваться не более пяти месяцев в году. Остальное время простаивает. Надо развернуть обязательно малые заводы по производству строительных материалов, не говоря уже о временных зданиях и сооружениях. Сроки доставки основных строительных материалов туда достигают года-полтора. Не из-за нерадивости, а просто такая особая логистическая схема «река-море-река».

Если смотреть по общим объемам строительно-монтажных работ, то крупные компании-инвесторы, такие как Транснефть, Газпром, Сургутнефтегаз, АЛРОСА, Роснефть и другие, которые активно строят на территории Якутии являются законодателями мод.

Но они реализовывают собственные инвестиционные программы. И весь процесс организации инвестиционного, строительного процесса у них своеобразный. И все северные издержки, связанные с удорожанием, обеспечением материалами, трудовыми ресурсами, особенностями проектных решений, нормативными сроками строительства решаются, компенсируются  внутрикорпоративными решениями.

А вот строительством жилья, социальных объектов занимаются местные строительные организации. К проблемам, которые они испытывают, со стороны федеральных ведомств внимание минимальное, а зачастую никакое.

А проблемы накапливаются.  И все подрядные строительные организации оказались в сложнейшей экономической ситуации.

А другие строители, которые якобы могут придти на замену им, из-за пределов республики, они просто не знают специфики и, скорее всего, провалят дело.

Каковы же экономические особенности строительства на северах?

О природно-климатических особенностях, сезонном характере, логистических проблемах я уже выше сказал.

Вытекающее отсюда, удорожание товарно-материальных ценностей в северных условиях. Строительные материалы там в 1,5 раза дороже, чем в среднем по Российской Федерации.

Из-за особенностей оплаты труда в северных условиях, связанной с начислением к заработной плате районных коэффициентов, северной надбавки фонд заработной платы больше на 72%, чем в среднем по России.

Так называемые накладные расходы, которые являются неотъемлемой частью любой строительной сметы тоже на 70% дороже чем в среднем по Российской Федерации.

Кроме этих общих удорожаний имеются еще и факторы, снижающие конкурентоспособность строительных организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, это: необходимость выплачивать работникам ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Это дополнительно 24 дня плюсом к 28 дням общероссийским.

Компенсации расходов работника на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

И самое главное, вы наверняка подумали, что все эти особенности удорожания фонда оплаты труда учитываются в сметной стоимости строительства.

Никак нет.

Нагрузка на работодателя, которым является местная строительная организация, по заработной плате и социальным выплатам на 42% больше чем у работодателя в центральной части Российской Федерации.

Но самое страшное это обстоятельство становится фактором снижения конкурентноспособности местных строительных организаций. Из-за этих факторов, во время торгов, когда идет игра на снижение стоимости строительства, местные строительные организации уже, изначально, проигрывают игрокам из центральных районов России на 20%.

Пора нам законодательно установить правило выравнивающее стартовые условия всех участников торгов. Например, путем установления коэффициентов для строительных организаций расположенных в районах Крайнего Севера.

Иначе получается какой-то геноцид по выдавливанию местных строительных организаций.

Как показывают расчеты такие коэффициенты для выравнивания конкурентных условий могут варьироваться в пределах 15-20 %.

Такие коэффициенты, учитывающие разницу начальных условий применяются, например, в Канаде.

Мы должны снять законодательно закрепленные неравные стартовые условия северных строителей.

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня много нареканий, мягко говоря, замечаний к качеству построенных объектов. Но. Качество начинается с проектно-сметной документации!

Сегодня заказчики, используя так называемый гибридный метод определения сметной стоимости строительства, зачастую подгоняют сметную стоимость объекта к ЛИМИТУ ФИНАНСИРОВАНИЯ. Что не только абсолютно неправильно, но и вредно!

Отсюда и начинается поход в низкое качество, с применением дешевых материалов, устаревших технологий. А крайними оказываются подрядчики-строители.

Другой существенной проблемой определения стоимости строительства является несоответствие объемов, выставленных на конкурс, в соответствии со стадией «Проект» и стадией «Рабочая документация». Это зачастую ведет к увеличению стоимости строительства по сравнению со ценой, получившей положительное заключение государственной экспертизы.

Все дело в том, что проектная сметная документация имеет две стадии: «Проектная документация» и «Рабочая документация». В момент выхода на торги проект выставляется на стадии «Проектная документация», что не позволяет подрядной организации оценить выполняемые работы в части технических, финансовых, организационных вопросов.

На момент выполнения работ подрядчику передается «Рабочая документация», которая, как правило, имеет существенные отличия от «Проектной документации»: либо возникают дополнительные работы, либо существенно изменяются объемы работ с повышением цен, и при этом дополнительные работы не оплачиваются в силу условий ФЗ-44.

Огромной проблемой для строительных организаций становится тот факт, что в сметной стоимости строительства некорректно производятся расчеты на транспортные расходы, размеры авансирования не учитывают особенности организации и структуры расходов строительных организаций.

Хочу в этой связи напомнить коллегам, что расстояния у нас огромные, территория 1/5 всей страны.

В связи с этим вносим предложения:

Выработать четкую, понятную и обязательную методологию применения сметных нормативов и их пересчета на текущие цены.

Обоснование стоимости строительства производить строго на основании сметных нормативов и расчетов. А не лимитов финансирования.

Сделать детальные логистические схемы до населенных пунктов с расчетом затрат. И с учетом этих особенностей определять нормы продолжительности строительства.

Принять решение об увеличении размера авансирования строительства в условиях Крайнего Севера до 70%.

И, наконец, последнее.

Президентом страны принимаются беспрецедентные меры по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Но зачастую мало внимания уделяется не только социальной сфере, но и вопросам развития малого и среднего предпринимательства в этих районах.

Впечатление, что государство ориентируется только на вахтовиков, приезжих из вне кадров. Это не только неправильно, но и порочно.

Все взаимоотношения, любые действия начинаются с договора.

В строительстве это договор подряда.

Именно договорные отношения создают все условия для работы бизнеса, поэтому хотели бы обратить основное внимание на соблюдение баланса обязательств заказчика и подрядчика по заключаемым контрактам.

В международной практике в области строительства применяют унифицированные правила, регламентирующие все взаимоотношения сторон в области строительства («ФИДИК» — наиболее распространенный). Указанный документ полностью учитывает интересы всех сторон с точки зрения справедливости — нельзя говорить, что этот документ имеет какие-либо преференции для одной из сторон.

Сегодня договора имеют односторонне выгодный характер для заказчика. Все диктует заказчик. Но у него и меньше ответственности. Это создает благодатную почву для коррупции. И вообще, по справедливости должна быть равная ответственность. И заказчика, и подрядчика.

Считаю, что нам надо законодательно закрепить равенство прав и обязанностей заказчика и подрядчика.

Спасибо за внимание!